Разберем ситуацию

Стационарное приемное отделение скорой помощи Всеволожской КМБ создано в сентябре 2016 году. В сутки через отделение проходит до 200 пациентов, за год  - более 30 тысяч!

В приемное отделение попадают люди с самыми разными проблемами, в разных состояниях. Круглосуточно больных принимает бригада из 23 врачей и более чем 30 медицинских сестер. Следует помнить, что очередь из пациентов формируется не в порядке поступления, а по степени тяжести пациента. При этом медики  обязаны соблюдать многочисленные требования законодательства, регламентирующие порядок оказания медицинской помощи.

Днем 21.11.2017 года в стационарное отделение скорой медицинской помощи обратились две женщины с четырехлетним ребенком. Сопровождающие представились его бабушкой и тетей. Они имели направление на госпитализацию, выданное участковым педиатром, однако госпитализировать малыша не хотели, а требовали только провести рентгенологическое исследование грудной клетки ребенка.

Минздравсоцразвития утвердило перечень тех процедур, на выполнение которых врачом требуется информированное добровольное согласие (ИДС) пациента согласно статье 20 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Рентгенологическое исследование входит в этот перечень. ИДС или отказ от медицинского вмешательства должны оформляться письменно, подписываться самим пациентом или его законным представителем и храниться в медицинской карте пациента. Законным представителем несовершеннолетнего ребенка являются его родители либо опекуны. Ни бабушка, ни тетя таковыми не являются.

Медицинское вмешательство без согласия родителя или законного представителя допускается в случае, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни. Поскольку состояние ребенка не являлось угрожающим жизни, медики отказались проводить  исследования без согласия родителей.  Разгорелся скандал – родственники требовали, медики, действуя строго по инструкции, отказывали. Вызвали штатного юриста больницы, которая, опираясь на действующее законодательство, объяснила, почему медицинские работники не могут «пойти навстречу» родственникам малыша. После этого недовольные тетя и бабушка покинули СМП вместе с ребенком.

Через пару часов ребенок снова оказался в приемном отделении, на этот раз в сопровождении матери. Вызвав заведующего, она начала его оскорблять, «выражая сомнение в его профессиональных и человеческих качествах», то есть, обзывать, угрожать, используя ненормативную лексику, или попросту – мат. Дошло до обещания «уволить», и даже – выслать за пределы Российской Федерации.  Все это происходило на глазах ее малолетнего сына и многочисленных пациентов. Досталось от разъяренной матери также юристу, присутствующему при этом,   сотрудникам, охранникам. Конфликт зафиксировали камеры видеонаблюдения.

В присутствии матери, то есть – законного представителя - ребенка осмотрели педиатр и ЛОР, сделали все необходимые исследования, назначили лечение. Удовлетворенная мать с сыном покинули приемное отделение, а доктор написал заявление в прокуратуру, в котором он просит «привлечь к ответственности виновных лиц за нанесение оскорблений, унижающих его честь и достоинство».

Что следует из этого случая?

  1. Врач должен предоставить полную и исчерпывающую информацию о процедуре и получить ИДС пациента перед проведением следующих медицинских вмешательств:
  • Опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза,
  • Осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование,
  • Антропометрические исследования,
  • Термометрия,
  • Тонометрия,
  • Неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций,
  • Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций,
  • Исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы),
  • Лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические,
  • Функциональные методы обследования, в том числе электрокардиография, суточное мониторирование артериального давления, суточное мониторирование электрокардиограммыспирография, пневмотахометрия, пикфлуометрия, реоэнцефалография, электроэнцефалография
  • кардиотокография (для беременных),
  • Рентгенологические методы обследования, в том числе флюорография (для лиц старше 15 лет) и рентгенографияультразвуковые исследованиядопплерографические исследования,
  • Введение лекарственных препаратов по назначению врача, в том числе внутримышечно, внутривенно, подкожно, внутрикожно,
  • Медицинский массаж,
  • Лечебная физкультура.
  1. Несовершеннолетний ребенок, который не находится в критическом, угрожающем жизни, состоянии, может получить медицинское обследование только при наличии информированного добровольного согласия, подписанного одним из родителей или опекуном. Никакие доверенности, выданные бабушкам, тетям, соседям не могут быть приняты медиками.
  2. Статья 5.61. (Оскорбление) Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит:

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Медики действовали строго по закону. А вот мама ребенка, в своем неправедном гневе допустившая оскорбление врачей, может быть оштрафована. Стороны ожидают решения. В то же время подобный инцидент, который произошел в одном из Центров общей врачебной практики (ЦОВП) Всеволожского района, уже имеет судебное решение: 

В ЦОВП обратился мужчина, отец 3.5 месячной девочки. Повод для обращения – необходимость сделать прививку. Поскольку ранее родители девочки не обращались к медикам этого медицинского учреждения, в медицинской карте не было никаких записей об обследованиях, сданных анализах и т.п.  Медсестра отказалась делать прививку ребенку без предварительного обследования, опасаясь возможных осложнений, и предложила для начала посетить врачей, что очень не понравилось заботливому отцу. Он устроил небольшой скандал, а на следующий день написал жалобу  в администрацию Президента РФ, в которой в оскорбительной форме отозвался о медицинских работниках данного медицинского учреждения, в частности о старшей медсестре, которая, к слову, не присутствовала  при данном конфликте. Также он вынес свое возмущение на страницы соцсетей.  Медики не оставили необоснованные оскорбления без ответа  и обратились в прокуратуру. Представители закона разобрались в ситуации и передали дело в суд. Итог – обидчик заплатил 50000 рублей в качестве штрафа в пользу государства, поскольку суд признал, что безосновательные оскорбления были сделаны в публичной форме, а также 43000 рублей в качестве компенсации морального вреда сотрудникам медицинского учреждения.

В последнее время наши пациенты стали очень «продвинутыми» в том, что касается обязанностей врачей и защиты собственных прав. Да, у каждого пациента есть право получать медицинскую помощь в объеме, гарантированном Территориальной программой. Однако, помимо этого, каждый пациент обязан соблюдать правила и законы, и в первую очередь быть вежливым.

Независимо от ситуации, от вашего статуса и положения в обществе, возраста и доходов держите себя в руках,  будьте вежливы и корректны! Помните, доктор выполняет свою работу, которая требует от него рассудительности и внимательности, и участие в скандальных разборках совсем этому не способствует!

Будьте здоровы. Берегите себя и своих близких.