Хирурги-офтальмологи Всеволожской больницы делают больше 1000 операций в год

Всеволожская клиническая межрайонная больница – это флагман медицины Ленинградской области. Здесь внедрены в повседневную практику высокотехнологичные операции самых разных направлений медицины, принимают и лечат больных из нескольких районов области. Они едут для планового лечения или доставляются экстренно машинами скорой помощи и вертолётами санитарной авиации.

 

Профилактика, амбулаторная, стационарная помощь развиваются и совершенствуются. Коллектив больницы добился заслуженного признания со стороны пациентов, коллег и органов сертификации медицинских учреждений.

На днях корреспонденты Всеволожск-инфо побеседовали с руководителем офтальмологического центра Всеволожской клинической межрайонной больницы Евгением Витальевичем Березиным. 

Мы уже рассказывали о хирургах-офтальмологах три года назад, но даже и за этот небольшой период времени прогресс достигнут, без преувеличения, огромный. Евгений Витальевич для начала рассказал о том, что такое - офтальмологический центр Всеволожской клинической межрайонной больницы:

- В центр входят:

амбулаторно-поликлиническая структура, 

лечебно-диагностический кабинет, который мы сейчас формируем в Центре здоровья, где уже стоит оптический когерентный томограф, полученный в конце прошлого года, и компьютерный периметр и в ближайшее время будет – глазное УЗИ. Это будет самостоятельный диагностический лечебный кабинет. Офтальмолог будет там принимать пациентов из всей Ленинградской области; 

наш стационар. Он хорошо оснащён, но хотелось бы развернуться ещё больше, потому что стационар пока не имеет лазерной операционной, а она уже становится необходимостью.

У нас нет возможностей оперировать детей, но все обследования, диагностику и консультации, амбулаторное лечение наш офтальмологический центр может взять на себя. 

- Пациенты говорят о большом прогрессе отделения за последние три года. Мы заметили, что здесь стало в разы больше пациентов. 

- Раз в десять.

- И они не залёживаются.

- Операции при катаракте мы делаем в режиме дневного стационара и отпускаем пациентов домой. Это позволяют достичь современные оперативные методы, лечение соответствует всем мировым стандартам.

За 2017 год было выполнено 120 операций по катаракте, за 2018 год - около 400, за 2019-й – 1000. Рост – в 2,5 раза в год.

Мы сейчас оказываем помощь пациентам из 4-х районов Ленинградской области: Всеволожского, Приозерского, Кировского, Тосненского. Пациентов, нуждающихся в операции и ждущих своей очереди, - много. Очень много пациентов хотят приехать к нам из других областей Российской Федерации, из других стран – и уже приезжают, но иностранцы оплачивают операцию сами.

Если что-то и сдерживает рост наших возможностей, то это площади и койко-места. Наши доктора готовы делать больше операций.

- Но такой рост числа выполненных операций говорит о высокой квалификации врачей, хорошем оснащении больницы, высоких стандартах лечения. 

- Нужно учесть также, что все расходные материалы – наилучшего мирового качества. Американские линзы изготавливаются теперь в России, под контролем компании. 

- Три хирурга-офтальмолога, как я понимаю, сейчас вносят и значительный вклад в финансовое благополучие всей больницы?

- Офтальмология, при том, как она у нас в больнице оснащена и обеспечена, - и должна давать такой вклад. 

- В то же время в больнице есть такой врач, который почти вообще не ходит на работу – благодаря умело получаемым больничным, раздувает лжеполитическое критиканство в сетях и жалобах, но при этом требует через суд стимулирующих выплат себе в десятки и сотни тысяч. Вам это не обидно?

- Я человек военный – закончил Военно-медицинскую академию. Для меня поставленная задача – это приоритет. Главный врач Константин Викторович Шипачев поставил мне задачу – оказывать качественную медицинскую помощь. Мы и работаем в этом направлении – и по количеству, и по качеству. Я руководитель подразделения и должен обеспечить, чтобы оно работало как слаженный механизм. 

Мой учитель в ВМА - великий врач Александр Владимирович Ян говорил: «Всегда надо оставаться врачом, а не вешалкой для халата». Врач должен всегда уметь оказать помощь, даже если он и без халата, сейчас и немедленно. 

Для меня операции – как для летчика полёты. Они мне необходимы, они – моя профессия, практика – каждый день. Эта работа меня удовлетворяет. Но ещё большее удовольствие мы получаем от радости людей, вдруг увидевших, что их зрение стало отличным!

- Пациенты отмечают: очень рабочая, спокойная обстановка. Никакой беготни, дерготни. Всё размеренно, и это даёт им до операции уверенность в том, что всё пройдёт хорошо. Если куда-то идти сдавать кровь или флюорографию – то там знают, что это ваш пациент. Люди знают, что им будут делать и чего им ждать.

- В холле отдыха для пациентов показывают ролик – как вести себя на операции, с пациентами работает медсестра, меряет давление. Меня учили в ВМА: от вас пациент не должен уходить с какими-то вопросами. Это может потом отнять у вас лишнее время, если вдруг он что-то вспомнит и придет снова расспрашивать. Нужно вовремя подробно побеседовать, объяснить, сказать, к чему готовиться, чего избегать перед операцией. Наши пациенты – возрастные, многие – старше 70-ти. К ним должен быть индивидуальный подход. Гиппократ говорил: надо лечить больных, а не болезнь. Важно отношение к пациентам. Они видят, что у нас операции на потоке и мы всё время работаем, ходим то в операционную, то на консультацию в отделение. Но и знают, что время для беседы с ними мы обязательно выделим - объясним, что их ждёт на следующий день на операции.

- Но и во время, в ходе операции вы беседуете с больным!

- Я проговариваю каждый этап, рядом сидит ассистент – идёт взаимообучение. Но и пациент знает, когда я его чуть кольну, чтобы он не дёрнулся.

- Пожилые люди – они бывают и с характером. Я видел, как пациентка в возрасте 80-ти лет просилась именно к вам, и ни к кому другому.

- Я работал до этого в поликлинике. Многие пациенты с того времени идут, но мне как руководителю подразделения и как практикующему хирургу бывает не разорваться. Всем хочется помочь и угодить, но иногда времени на всех не хватает. Мы взаимозаменяемы, и мы всё время учимся. Иногда бывают интересные случаи, и я зову всех врачей и показываю – вот так бывает, и вот так надо это лечить. И обязательно нужно читать рекомендации, стандарты – следовать им.

Но индивидуальный подход оправдан: есть сопутствующие заболевания, возраст, психоэмоциональные особенности.

- Но бывают и осложняющие болезни…

- Если это заболевания опорно-двигательного аппарата и пациент не может лежать, то это учитывается, в том числе в применении разных методов анестезии. 

Если врач видит какую-то сложную ситуацию для глаза, то мы собираем мини-консилиум и решаем, что делать. Берём к себе. Ну, а когда будет 2-й операционный стол, - у нас будут ещё больше возможностей.

- И есть перспективы для роста?

- Да, большие. А сейчас мы оказываем помощь пациентам 4-х районов и выдерживаем сроки госпитализации.

Главный врач нас полностью поддерживает. При планировании закупок оборудования и расходных материалов Константин Викторович привлекает меня для работы с Комитетом здравоохранения. 

Нас в ВМА учили быть не только военными врачами, но и организаторами. И я вижу: во Всеволожской больнице дело поставлено хорошо, современно и правильно. А Комитет здравоохранения во всём поддерживает – закупки это показывают. Главный офтальмолог Ленинградской области Олег Алексеевич Синявский высоко оценил наши достижения: Всеволожская больница делает не 100, а 1000 операций в год, а качество такое, что и «сарафанное радио» хвалит, и оперированные приводят своих родных и друзей. 

*     *     *

Один из активно оперирующих врачей-офтальмологов - Анна Николаевна Васильева. Корреспонденты Всеволожск-инфо спросили у Анны Николаевны, чем отличаются новые методы хирургического лечения. Вот что она ответила:

- Мы внедрили бесшовную хирургию, и если раньше по планам у нас было 200 операций в год, то в 2019 году мы сделали 1000 операций по квотам. 

- Эти квоты даёт государство, то есть Комитет здравоохранения области? Что позволило им доверить всеволожским врачам такой рост и такую ответственность?

- Мы внедрили новые методы обследования и лечения, нам закупили новое современное оборудование, хорошие расходные материалы. В связи с тем, что население нуждается в этом виде помощи, в операциях, - нам увеличили квоту.

- 3-5 лет назад очередь при катаракте была довольно существенной.

- Сейчас очередь мы сократили до 3-6 месяцев. 

- А глаукома?

- Глаукому мы делали всегда. В среднем 40-50 операций в год, по необходимости. Очередь не больше месяца – по существу, только на сдачу анализов.

- Одна из ваших пациенток по замене хрусталика рассказала, что операция стала очень быстрой.

- Да, применяется совсем другой оперативный метод. Если раньше, после шовной хирургии пациент нуждался в нахождении в стационаре для восстановительной терапии до недели, то сейчас после утренней перевязки мы можем пациента отпустить.

- Сколько длится сама операция?

- 25-30 минут. Те, кто близко живут, могут быть выписаны уже через 2-3 часа после операции. 

- В прошлом году ваше отделение стало одним из лучших в стационаре, потому что на его работу не было ни одной жалобы

- Мы стараемся, наша задача – улучшить для человека условия его жизни. 

- Но ведь у возрастных пациентов могут быть разные причуды и повышенная требовательность…

- Мы стараемся объяснить пациенту, что делаем, как делаем. Стараемся общаться даже и на операционном столе, в ходе операции. Контакт с пациентом – постоянный, чтобы он не пугался, не боялся. 

- И музыку, говорят, включаете?

- Это просто радио. Один пациент попросил включить ему шум морского прибоя – мы нашли такую звукозапись и включили во время операции. Спокойствие, доверие, позитивный настрой пациента – очень важны.

- Интересно бывает слышать рекламу платных офтальмологических центров, которые обещают кому-нибудь 50%-ную скидку...

- Мы делаем те же самые операции, но бесплатно для пациента – за всё платит государство. Оборудование, расходные материалы, хрусталик – всё самого лучшего качества.

Алексей Андреев, Сергей Чачин,

Всеволожск-инфо